Анализ развития дистанционного обучения в регионах РФ
Никуличева Н.В.
Аналитическая записка
«Состояние развития дистанционного обучения в регионах РФ»
(по результатам анализа Комплексов мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации в 2013 году и на период до 2020 года)
Во исполнениепоручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года (пункт 3 протокола 11), и в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Востребованность дистанционного обучения в регионах
Информация по данному разделу представлена 87 регионами.
Согласно поступающей из субъектов Российской Федерации информации сейчас 16,2% общеобразовательных учреждений осуществляют дистанционное обучение. Регионы, показавшие наибольшие результаты — Москва (85%), Тюменская область (70%), Тамбовская область (55%), Томская область (46,65 %), Ивановская область (44 %). Регионы, показавшие наименьшие результаты — Белгородская область (0,2%), Московская область (0,49%), Чеченская Республика (1,1%), Магаданская область (1,6%), Республика Алтай (3%).
Дистанционное обучение активно используется по базовым и профильным общеобразовательным предметам в дополнении к очному обучению, при обучении учащихся малокомплектных (труднодоступных) школ, по предметам предпрофильной подготовки и профильного обучения, при подготовке к ЕГЭ и ГИА, при подготовке одаренных школьников по индивидуальным учебным планам к участию в олимпиадах, в ситуации острой нехватки педагогических кадров (Республика Бурятия).
Пермский край: дистанционное обучение в 2012-2013 году было представлено в следующих формах: Обучение старшеклассников на профильном уровне — 6 500 чел., обучение старшеклассников удаленных школ на базовом уровне — 2 500 чел., подготовка одаренных школьников по индивидуальным учебным планам к участию в олимпиадах (центры при 4-х университетах) – 550 чел., видеоуроки с участием ведущих ученых Пермского края — 12 000 чел.
Ростовская область:на сегодняшний день в региональном организационно-методическом центре дистанционного образования одаренных детей обучаются 2610 детей из 39 муниципальных образований области. Обучение одаренных детей по 21 общеобразовательному предмету по индивидуальным образовательным траекториям осуществляется силами 62 преподавателей, из них — 3 доктора наук, 37 кандидатов наук.
В регионах разрабатываются свои методы и модели организации дистанционного обучения.
Владимирская область: учет специфики образовательных учреждений при реализации трех вариативных моделей дистанционного обучения в системе образования (внутришкольной, межшкольной, муниципальной) позволила повысить востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса.
Использование дистанционного обучения для лиц с ОВЗ
Информация по данному разделу представлена 47 регионами.
В 57% регионах России реализуется программа дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
13 регионов организовали дистанционное обучение для 100% детей с ОВЗ (Вологодская область, Еврейская автономная область, Ленинградская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Северная Осетия-Алания, Ростовская область, Самарская область, Тамбовская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика).
Дистанционное обучение детей с ОВЗ в регионах организовывается разными способами. Система ДО в регионах развёрнута на базе образовательных учреждений (школы, колледжи, вузы), центров ДО (самостоятельные организации) и сетей базовых общеобразовательных учреждений. При этом каждая организация, разворачивая систему ДОдля обучения как своих учеников (студентов) с ОВЗ, так и для обучения детей с ОВЗ из других районов и городов или для обучения всех вместе.
Также практикуются различные подходы к формированию групп в системе ДО: обучениетолько детей с ОВЗ или совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития.
В рамках реализации ДО детей с ОВЗ создаются условия для возможности полноценного обучения в домашних условиях: учащиеся оснащаются необходимым компьютерным и учебным оборудованием, обеспечивается подключение к сети Интернет, проводится обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации и родителей детей с ОВЗ по вопросам организации дистанционного обучения. В некоторых регионах ученики с ОВЗ по окончанию школы имеют возможность обучаться дистанционно в учреждениях НПО и СПО.
Забайкальский край: организовано обучение для 184 студентов с ОВЗ в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Республика Тыва:организовано обучение студентов с ОВЗв учреждениях СПО и ВПО: Республиканский медицинский колледж г. Кызыла(специальность «Сестринское дело»), Томский государственный университет (специальность «Менеджмент по туризму»), Медицинский колледж г. Ачинска, Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргалоола, ТУСУР г. Томск (специальность «Программист»).
В отдельных регионах складывается своя нормативная база сопровождения обучения лиц с ОВЗ.
Московская область: с 2011 года установлены нормативы расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях для обучения ребенка-инвалида на дому с использованием ДОТ с учетом количества часов по базисному учебному плану на одного обучающегося: в 1-4 классах – на 8 часов, в 5-9 классах – на 10 часов, в 10-11 классах – на 12 часов в неделю. С 1 января 2013 года определены следующие нормативы для обучения ребенка-инвалида: 1-я ступень: город — 197 455 рублей, село — 244 512 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 4,6 раза); 2-я ступень: город — 246 819 рублей, село — 305 640 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 6,5 раза); 3-я ступень: город — 296 182 рубля, село — 366 768 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 6,8 раза).
Состояние подготовки педагогических кадров для системы дистанционного обучения
Информация по данному разделу представлена 22 регионами.
С развитием дистанционного обучения возрастает потребность в подготовленных педагогических кадрах. По поступившей из регионов информации преподаватели общеобразовательных учреждений обучаются с применением дистанционных образовательных технологий(ДОТ) на курсах повышения квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), а также по тематике реализации курсов дистанционного обучения,сопровождению образовательного процесса с использованием дистанционного обучения (таблица 1).
Таблица 1. Повышение квалификации по тематике дистанционного обучения с использованием ДОТ.
N п/п |
Регион |
Количество/процент обученных преподавателей |
Тема повышения квалификации/переподготовки |
1. | Архангельская область | 277 педагогов | «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями. |
2. | Забайкальский край | более 700 педагогов | «Реализация курсов дистанционного обучения средствами LMS MOODLE», «Сопровождение образовательного процесса с использованием технологий дистанционного обучения», «Управление развитием системы дистанционного обучения на муниципальном уровне». |
3. | Калининградская область | 120 специалистов базовых школ | «Использование нового специализированного оборудования и методики применения ДОТ в процессе обучения и во внеурочной деятельности». Обучение включало образовательные стажировки в регионах Российской Федерации, Литовской Республике. |
4. | Курская область | 6200 руководителей и учителей общеобразовательных учреждений | Повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС. Повышение квалификации осуществлялось на основе персонифицированной модели с применением ДОТ. |
5. | Костромская область | 23% учителей | Повышение квалификации с использованием ДОТ руководителей и учителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с ФГОС. |
6. | Липецкая область | 3140 учителей и руководителей образовательных учреждений | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка для работы в соответствии с ФГОС в том числе и в дистанционном режиме. |
7. | Республика Ингушетия | 1488 (26,5%) учителей и руководителей образовательных учреждений, их них556 человек – дистанционно | Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка для работы по ФГОС. |
8. | Чувашская Республика | 486 учителей | Курсы повышения квалификации по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий для обучения детей-инвалидов» в дистанционной форме. |
9. | Новосибирская область | 170 учителей | Курсы повышения квалификации по программе работы с детьми-инвалидами. |
10. | Хабаровский край | 75% от общей численностиучителей и руководителей | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка для работы в соответствии с ФГОС. |
11. | Республика Хакасия | 60 педагогов, методистов, а также административных работников образовательных учреждений | Повышение квалификации по организации дистанционного обучения школьников. |
Рост числа слушателей, получающих дополнительное профессиональное образование в рамках дистанционного обучения, отмечается во многих регионах (в Магаданской области, Пензенской области, Свердловской области,Псковской области и др.).
В регионах уже сложились свои модели и методики проведения курсов повышения квалификации с использованием ДОТ.
Используемая в Хабаровском крае модель повышения квалификации, включающая «каскад», обучение «школьных команд» и дистанционное обучение.
В Псковской области обучение осуществляется по блочно-модульным программам и индивидуальным планам, широко используются дистанционные формы повышения квалификации.
В последние годы повысилась востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса, число педагогов — участников сетевых профессиональных сообществ возросло по сравнению с 2010 годом вдвое (данные по Владимирской области). Педагоги стали активно участвовать в дистанционных проектах, использовать дистанционное обучение в профессиональной деятельности, дистанционно аттестовываться.
Мурманская область: более половины опрошенных педагогов (51%) и две трети обучающихся отметили, что используют в обучении дистанционные технологии. Это подтвердили и 40% опрошенных родителей.
Нижегородская область: количество педагогов, прошедших аттестацию в дистанционном режиме 4091 чел. в 2012 г.
Республика Татарстан: 3400 учителей-предметников (включая учителей английского языка) повысили свою лингвистическую компетентность благодаря совместному дистанционному проекту с компанией «EF-education».
Для удобства обучения организации и методике дистанционного обучения создаются спецкурсы для педагогов.
Кабардино-Балкарская Республика: специалистами республиканского центра дистанционного обучения на региональном портале размещен специальный курс обучения для работников системы образования республики, направленный на разработку и внедрение дистанционных технологий в учебный процесс. В настоящий период обучение по этому курсу прошли более 120 работников системы образования республики.
После окончания курсов повышения квалификации для учителей организовывается методическая поддержка на сайтах региональных центров дистанционного обучения.
Забайкальский край: для учителей организованы индивидуальные очные консультации, действует телефонная линия методической поддержки, методические материалы размещены на сайте: http://do.zabedu.ru.
Чувашская Республика: действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь. В результате руководство каждой школы и органы управления образованием имеют информационную базу для принятия управленческих решений без дополнительного сбора информации, что позволяет освободить учителя от несвойственных ему функций.
Состояние технических и ресурсных возможностей для организации дистанционного обучения в регионах
Информация по данному разделу представлена 48 регионами.
В целях активного внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, а также для удобства организации дистанционной работы преподавателей в регионах создаются информационно-технологические базы введения электронного документооборота, организовывается проведение высокоскоростных волоконно-оптических линий связи, обеспечивающих доступ в сеть Интернет.
Высокая пропускная способность интернет-каналов до 10 Мбит/с сегодня существует уже в Брянской области (35 ОУ), Московской области, Смоленской области, Тверской области (42 ОУ), Калининградской области (10 базовых школ и Региональный институт развития образования).
В отдалённых регионах в связи с ограниченной пропускной способностью спутниковых каналов связи остаются высокие тарифы и низкая скорость доступа к сети Интернет. Это одна из основных проблем при организации дистанционного обучения (таблица 2)
Таблица 2.Низкая пропускная способность интернет-каналов для реализации дистанционного обучения.
Пропускная способность интернет-каналов |
Регионы и количество образовательных учреждений (ОУ) |
256 Кб/с | Камчатский край |
512 Кб/с | Тюменская область, Хабаровский край, Вологодская область (в 70% ОУ), Томская область (67% ОУ) |
128-1024 Кб/с | Забайкальский край (83% ОУ) |
1-3 Мбит/с | Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Новосибирская область, Республика Бурятия (8,2% ОУ), Сахалинская область, Курганская область (64,3% ОУ), Костромская область (33,85% ОУ), Республика Коми (65 % ОУ), Нижегородская область (29% ОУ) |
Для организации дистанционного обучения регионы закупают лицензионное программноеобеспечение(Республика Татарстан – 100% школ, Республика Башкортостан – 3300 комплектов),электронные образовательные ресурсы (Архангельская область – 1152 единицы), электронные издания для школьных библиотек (Брянская область – 5700 изданий).
Республика Хакасия: закуплены в 2011 году специализированные электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения школьников на 5000 человеко-курсов, в 2012 году – на 7200 человеко-курсов.
В соответствии с потребностями дистанционных учащихся педагогами активно разрабатываются дистанционные модули учебных курсов по предметам базисного учебного плана на профильном и базовом уровне, дистанционные элективные курсы,проводятся дистанционные уроки (таблица 3).
Таблица 3. Методические мероприятия для развития дистанционного обучения
Регион |
Методические разработки и мероприятия для развития дистанционного обучения |
Республика Северная Осетия-Алания | На базе Северо-Осетинского республиканского ИПКРО были проведены дистанционные открытые уроки:– олимпийский урок с участием победителей и призеров Олимпиады в Лондоне (август 2012 года, 47 учреждений, 720 обучающихся и 126 педагогов);– паралимпийский урок с участием победителей и призеров Паралимпийских игр в Лондоне (86 учреждений, 2140 детей, 320 педагогов);– урок антитеррора с участием представителей Антитеррористической комиссии Республики Северная Осетия-Алания и сотрудников правоохранительных органов;– урок осетинского языка и литературы с участием образовательных учреждений Северной Осетии и образовательных учреждений Южной Осетии. Всего приняло участие в проведении урока 141 учреждение, более 15000 учащихся и более 700 педагогов. |
Забайкальский край | Разработаны дистанционные модули учебных курсов по предметам базисного учебного плана на профильном и базовом уровне, 66 элективных курсов. |
Владимирская область | На сайте Регионального центра дистанционного обучения детей «ДОм@шняя школа» силами педагогов региона было разработано и получило экспертную оценку свыше 100 электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным программам общего и дополнительного образования школьников с 1 по 11 класс |
В целях развития дистанционного обучения школьников в 9 регионах созданы региональные порталы цифровых образовательных ресурсов, порталы дистанционного обучения, единые информационные сети (таблица 4)
Таблица 4. Региональные образовательные сети для проведения дистанционного обучения.
N п/п |
Регион РФ |
Описание региональной образовательной сети |
1. | Калининградская область | Региональный портал ЦОР — конструкторы уроков с использованием ЦОР http://ior.baltinform.ru |
2. | Новосибирская область | Информационно-образовательная среда «Дистанционная школа «Учимся вместе» регионального ресурсного центра дистанционного обучения детей-инвалидов — образовательный контент по 132 учебным программам http://sdo-nso.sinor.ru |
3. | Республика Башкортостан | Создан республиканский портал системы дистанционного обучения, к которому получили доступ все 1666 общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. |
4. | Республика Северная Осетия-Алания | Единый образовательный портал http://edul5.ru |
5. | Хабаровский край | На серверах Хабаровской краевой образовательной информационной сети развернута система дистанционного обучения школьников и осуществлен бесплатный доступ всем желающим школьным коллективам к сетевым ресурсам для дистанционного обучения. |
6. | Чувашская Республика | Все образовательные учреждения подключены к интрасети «Чувашия», а доступ в сеть Интернет организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети «Интернет» (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система кон-тент-фильтрации и др.). Средняя скорость внутри интрасети «Чувашия» – 6 Мбит/с. |
7. | Забайкальский край | Работает единая информационная сеть общеобразовательных учреждений. |
8. | Омская область | Существует портал дистанционного обучения Омской области, обеспечивающий бесплатный доступ всех обучающихся к региональной коллекции электронных учебных курсов (80 электронных курсов по реализации ФГОС, в том числе 26 по сегменту внеурочной деятельности). |
9. | Ивановская область | Осуществлена разработка учебно-методических комплексов по 10 общеобразовательным предметам, перевод учебно-методических комплексов по предметам в учебный интерфейс для размещения на портале, созданы коллекции видеоуроков лучших учителей Ивановской области, организовано размещение на портале методических материалов и цифровых образовательных ресурсов, проведена экспертиза материалов. |
Развитие дистанционного обучения связано с публикацией учебных материалов в сети Интернет для доступа ученикам. Поэтому заметен рост сайтов образовательных учреждений. В Амурской области, Нижегородской области, Чувашской Республике 100%образовательных учреждений имеют собственные сайты. В Тверской области доля ОУ, имеющих собственный сайт, 88,7%.
Также одним из важных компонентов развития системы дистанционного обучения является оснащение ОУ качественным оборудованием.
Забайкальский край: приобретено 122 комплекта оборудования для дистанционного обучения, 190 интерактивных комплексов, 1451 компьютер, тем самым было полностью завершено техническое оснащение МРЦ по дистанционному обучению.
Псковская область: компьютерное оборудование — 68 комплектов для дистанционного обучения, по 4 комплекта интерактивного оборудования для начальной школы, интерактивные доски, серверы, электронные микроскопы для 100 базовых школ области.
Ростовская область: приобретены комплекты оборудования видео-конференц-связи для организации дистанционного обучения школьников на базе 60 опорных школ Ростовской области.
Самарская область: учителям школ Самарской области в 2011-2012 годах в пользование было приобретено 7562 портативных компьютера.
К сожалению, ряд субъектов Российской Федерации (Астраханская область, Белгородская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Тульская область, Чеченская Республика) констатируют развитие дистанционного обучения без указания каких-либо конкретных показателей.
В заключении отметим, что показателями качества дистанционного обучения являются не количество поставленной в регион техники, обученных на курсах преподавателей или скорость интернет-канала, а уровень обученности дистанционных учеников; отзывы и рефлексии дистанционных учеников, преподавателей и родителей; количество выпускников школ, обучавшихся дистанционно и поступивших в учреждения СПО и ВПО для продолжения образования. Рекомендуем учитывать это при составлении следующей формы отчета к выполнению Комплексов мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.
Не вызывает сомнений, что нельзя убежать от дистанционного обучения. Каким бы ни было социальное и экономическое давление, но инновационное развитие невозможно без повсеместного применения методов дистанционного обучения. Время показывает, что персонализация обучения, доступность получения образования в отдаленных регионах России весьма востребованы.